Йога и психология

                                                                                     Центр «Йога и логос»

Йога и психология

Психология межличностных отношений в древневосточных философских учениях

Г.В. Ожиганова

Кандидат психологических наук

      

       Включая изучение йоги в широкий культурный и психологический контекст, интересно рассмотреть психологические аспекты отношений между людьми, описанные в разных древневосточных философских учениях, а также ознакомиться с мнениями современных ученых по этому вопросу.

       Сравним представления об отношении человека к другим людям в культурных течениях философской мысли Индии и Китая. Для этого возьмем за основу древний трактат по йоге "Йога-сутры", написанный Патанджали (V-II в. до н. э.), комментарии к этому труду "Вьяса-Бхашья" (IV-V в. н. э.) и философское сочинение, давшее начало даосизму "Дао дэ цзин", которое было создано великим Лао Цзы (V в. до н. э.).

       Для проведения анализа будем опираться на научные концепции в области психологии отношений. Так, согласно А.Ф. Лазурскому, индивидуальность человека во многом определяется его отношением к другим людям, к окружающим явлениям. В.Н. Мясищев, исследуя психологию личности, говоря о ее направленности, выделяет: а) отношение человека к людям; б) отношение его к себе; в) отношение к предметам внешнего мира. Ученые-психологи подчеркивают, что важную роль в развитии личности и индивидуальности человека играют его отношения к другим людям.

       Используя вышеуказанные психологические идеи, рассмотрим, как решается проблема отношений между людьми в философском учении йоги.

       В «Йога-сутрах» основополагающим принципом взаимоотношений является «ахимса» – ненасилие, не причинение вреда другим людям. Насилие связывается с состоянием ума. Причины насилия коренятся в страхе, слабости, гневе или беспокойстве, а также обусловлены неведением. Поэтому в учении йоги подчеркивается необходимость установления контроля над умом, чувствами, отмечается важность преодоления духовного неведения – именно это позволяет победить агрессивность.

DEP01

       Ненасилие (ахимса) имеет более широкое значение, то есть любовь ко всем живым существам, стремление помогать другим людям, способствовать их счастью, так как считается, что жизнь одного человека неразрывно связана с жизнью остальных. Чужое благополучие при этом ставится выше собственного. Культивируется строгость к своим проступкам и прощение плохих деяний других людей. Овладение знаниями йоги предполагает необходимость делиться ими с окружающими, чтобы с любовью и состраданием показать другим, как улучшить себя. Ахимса означает выступление против зла, которое совершает человек, но не против самого человека, творящего зло. Подчеркивается, что правильный путь – это любить человека и в то же время бороться со злом, которое в нем есть (Б.К.С. Айенгар).

       В тексте "Вьяса-бхашья", который является комментарием к «Йога-сутрам», написано: "Пусть [йогин] культивирует дружелюбие по отношению ко всем живым существам, наслаждающимся счастьем, сострадание к тем, кто испытывает страдание, радость по отношению к добродетельным, беспристрастность к обладающим порочными склонностями" 1.

     Похожие отношения к окружающим людям выявляются и в китайском философском трактате "Дао дэ цзин". В нем предписывается не вредить людям, осуждается сила и жестокость. Отмечается, что несчастье происходит от насилия.

DEP02

     В "Дао дэ цзин" дается своеобразное определение ненасилия. Оно трактуется как избегание борьбы, понимается как отсутствие воинственности, гнева, стремления нападать. Ненасилие рассматривается в рамках концепции недеяния, предписывающей не проявлять агрессивность, уступать, избегать столкновения, что называется в "Дао дэ цзин" действием посредством недеяния, ударом без усилий. В таком случае не будет врага и не понадобятся солдаты.

       Подчеркивается необходимость прощать недобрые деяния, на ненависть отвечать добром ("Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро"). Осуждаются самовосхваление, агрессивность, которые называются "лишними желаниями и бесполезным поведением", а также незнание границ своей страсти и эгоистическая занятость собой. Параллели с йогой очевидны.

       Таким образом, как в йоге, так и даосизме культивируются альтруизм, дружелюбие, великодушие, терпимость – психологические качества личности, связанные с позитивным   отношением к другим людям, стремлением им всячески помочь. Это отношение основано на активной жизненной и социальной позиции, не имеющей ничего общего с   индивидуализмом.

       Рассмотрим, как можно оценить психологические качества приверженцев учения йоги и даосизма исходя из понимания йоги и дао в современной науке.

       Достаточно распространенным является взгляд на йогу как на технику, совокупность методик, процесс интеграции духовных, психических и физических возможностей индивидуума, имеющий целью завершенность личности изнутри, и определение "дао" как "пути", образа жизни подвижника, стремящегося к единению с дао. Эти идеи приводят к мысли о сосредоточенности адептов йоги и даосизма на глубокой внутренней работе, отстраненности от социальных контактов и индивидуализме.

       Однако психологический анализ вышеуказанных древних текстов индийской и китайской философской мысли позволяет сделать вывод, что успешность внутренней работы для достижения духовной самореализации не исключает социальный фактор, а, напротив, во многом определяется типом взаимоотношений с другими людьми. Так, базовым отношением к окружающим и в йоге, и в даосизме является ненасилие, не причинение вреда живым существам, стремление делать добро всем, то есть любовь к людям.

____________________

1 Классическая йога ("Йога-сутры" Патанджали и "Вьяса-бхашья"). М.: Наука, 1992. С. 102.

[Статья опубликована в сборнике "История психологии и историческая психология: состояние и перспективы развития. Московская гуманитарно-социальная академия. М., 2001. С. 101–103.]

 

 

Практическая психология йоги

Советы психолога-преподавателя йоги

Если у Вас депрессия, как с ней справиться?

       Для людей в состоянии депрессии, характерна изоляция – желание остаться в одиночестве. Вам необходима помощь окружающих. Позвоните своим близким.    Обратитесь за поддержкой к семье и друзьям, может быть, к психологу.

       Другой признак депрессии – отсутствие энергии, активности, усталость, желание свернуться калачиком, лежа на диване, и ничего не делать. Вам поможет физическая активность. Займитесь чем-то приятным. Идеально подойдет, например: плавание, танцы, садоводство.

    

      Особое значение имеет йога: специальные комплексы асан и дыхательные техники, подобранные квалифицированным преподавателем, помогут эффективно бороться с депрессией. Размышляйте также над афоризмом великого учителя йоги Б.К.С. Айенгара: «Философия страдания заключается в том, чтобы победить страдание».

       Задумайтесь над японским изречением «Страдание – семя радости». Постройте мост, по которому Вы уйдете от печали к позитивному мировосприятию.

    

          Депрессия и отрицательное мышление – близнецы-братья. Чтобы предотвратить депрессию надо отрицательное мышление заменить положительным мышлением. Начните с малого. Выберите отрицательную фразу и постарайтесь превратить ее в положительную. Например, если вы думаете: «Я никогда не избавлюсь от плохого настроения», скажите себе: «И это пройдёт. Черная полоса жизни сменится белой». Или, если Вы думаете: «Я никогда не смогу научиться делать что-то», замените это на: «Я работаю над этим, и когда-то это обязательно получится».Тренируйте положительное мышление, со временем оно укоренится, станет привычным и поможет вам в трудную минуту.

           Занимайтесь йогой, улыбайтесь чаще, любите людей и весь окружающий мир.

Zimina1

 

 

Наш адрес: Костомаровский переулок, д.3